Сейчас работают:

Десять советов родителям первоклассников

             Трудности и связанные с ними проблемы так многообразны и переплетены друг с другом, что родителям, как правило, не хватает терпения и понимания. Но больше всех страдает сам ребёнок. Иногда всё начинается, казалось бы, с незначительных вещей: медленный темп работы, трудности в запоминании букв, неумение сосредоточиться. Чем позднее родители начинают обращать внимание на школьные проблемы, чем безразличнее будут относиться к неудачам ребёнка, тем тяжелее будет разорвать порочный круг. Постоянные неудачи настолько обескураживают ребёнка, что трудности «переползают» с одного предмета на другой.

             Начинается серьёзное отставание ребёнка в учёбе, потеря к ней интереса и веры в свои силы. Ребёнок сдаётся: начинает считать себя беспомощным, неспособным, а все свои старания – бесполезными. Не только слово, но и просто отношение, которое вы демонстрируете укоряющим взглядом, интонацией, жестом, говорят ребёнку порой больше громких слов. Для него не столь существенно, чем вы недовольны, за что ругаете, в чём упрекаете – за плохие отметки или за плохое поведение, за то, что вертится на уроке или за то, что не понял учебное задание. Смысл один: меня ругают – значит, я плохой, ни на что не гожусь.

Что же могут родители, если школьные трудности всё же появились?

  • Первое – не рассматривайте их как личную трагедию, не отчаивайтесь и, главное, старайтесь не показать своего огорчения и недовольства. Помните: ваша главная задача – помочь ребёнку. Поэтому принимайте и любите его таким, какой он есть, тогда ему будет легче и в школе.   
  • Второе – настройтесь и подготовьтесь к тому, что вам предстоит длительная совместная работа с ребёнком (одному ему не справиться со своими проблемами).
  • Третье – ваша главная помощь: поддерживать его уверенность в своих силах, постараться снять с него чувство напряжения и вины за неудачи. Если вы заняты своими делами и урываете минутку, чтобы спросить, как дела или отругать – это не помощь, а основа для возникновения новых проблем.
  • Четвёртое – забудьте сакраментальную фразу: «Что ты сегодня получил?» Не требуйте от ребёнка немедленного рассказа о своих школьных делах, если он расстроен или огорчён. Оставьте его в покое, он сам расскажет вам всё, если будет уверен в вашей поддержке.
  • Пятое – не обсуждайте проблемы ребёнка с учителями в его присутствии. Лучше сделать это без него. Никогда не корите, не ругайте ребёнка, если рядом его одноклассники или друзья. Не стоит подчёркивать успехи других детей, восхищаться ими.
  • Шестое – интересоваться выполнением домашних заданий следует только тогда, когда вы постоянно помогаете ему. При совместной работе наберитесь терпения. Ведь работа по преодолению трудностей очень утомительна и требует умения сдерживаться, не повышать голоса, спокойно повторять и объяснять одно  то же несколько раз без упрёков и раздражения. Очень важно, чтобы во время занятий вам ничто не мешало, чтобы ребёнок чувствовал – вы с ним и для него. При приготовлении домашних заданий общая продолжительность непрерывной работы не должна превышать 20-30 минут. Паузы после такой работы обязательны!
  • Седьмое – не считайте зазорным попросить учителя спрашивать ребёнка только тогда, когда он сам вызывается, не показывать всем его ошибки, не подчёркивать неудачи. Постарайтесь найти контакт с учителем, ведь ребёнку нужна помощь и поддержка с обеих сторон.
  • Восьмое – работайте только на «положительном подкреплении». При неудачах подбодрите, поддержите, а любой, даже самый маленький успех, подчеркните. Вознаграждение обязательно: это может быть совместная прогулка, поход в кино …
  • Девятое – но очень важное! – детям со школьными проблемами необходим размеренный и чёткий режим дня. Надо не забывать: такие дети обычно беспокойны, несобранны, а значит, соблюдать режим им совсем не просто. Очень важен   полный отдых в воскресенье и особенно в каникулы.
  • Десятое, и последнее – своевременность и правильность принятых мер значительно повышает шансы на успех. Поэтому, если у вас есть возможность, обязательно проконсультируйте ребёнка у специалистов (врачей, логопеда, психолога, педагога, психоневролога). И выполняйте все рекомендации!