Сейчас работают:

Досуг и свободное время ребенка

Досуг — это возможность человека заниматься в свободное время разнообразной деятельностью по своему выбору. Возникает сложнейшее явление «свободное время ребенка».

Значение свободного времени увеличивается для ребенка по мере его взросления и становится едва ли  не основной ценностью его существования. Но парадокс в том, что у взрослых бытует представление о нем как о времени, необходимом ребенку лишь для восстановления сил ради дальнейших достижений в учебе. Очень мало среди педагогов сторонников той точки зрения, что самое важное, как проявляет себя ребенок в свободное время, а его образование — необходимое условие для организации досуга по собственному усмотрению, своеобразно своим интересами возможностям.

Официально свободному времени ребенка отводятся школьные каникулы. Сначала несколько цифр. На одиннадцать лет обучения для всех школьников планируется 12276 уроков. На выполнение домашних заданий отводится 4510 часов для заучивания 12 тысяч страниц 81 учебника. Каждого ученика на уроках нужно спросить 1255 раз и дать ему 330 контрольных письменно. За один учебный год ребенку дарится 116 каникулярных дней, за все время обучения—1160 дней. Итак, дети проводят более трех лет на каникулах. И к ним нужно отнестись как к важному делу.

Основываясь на точке зрения взрослых, летние каникулы — это продолжение процесса формирования, социализации и образования личности через активное взаимодействие ребенка с окружающей средой, благодаря расширению поля его социального взаимодействия, повышению самостоятельности и изменению его деятельности. Если брать за основу точку зрения детей, то летние каникулы — время для ребенка идеальное для отвлечения от наскучивших занятий, для развития творческого потенциала, включения в систему новых отношений, для снятия накопившегося напряжения, для восстановления сил, израсходованных за учебный год, новые возможности для личностного роста.

Организуя разнообразную деятельность детей летом, необходимо принимать во внимание, что главной потребностью детей является потребность в активности самореализации, самостоятельности. Невостребованная обществом возрастная потребность действовать при неблагоприятных условиях либо атрофируется, либо направляется  в асоциальное русло. Заметьте, что с самого раннего детства родители распределяют, занимают время ребенка по своему усмотрению. А когда эти мамы и папы были детьми, то их родители (сейчас уже бабушки и дедушки) делали то же самое с их временем. И так поколение за поколением люди боятся времени, наверное, отсюда происходит так называемый «синдром выходного дня», когда человек не знает чем ему себя занять в выходной день, когда ему одному на один с самим собой скучно и тяжело?

К нам в «Центр» очень часто обращаются родители с такими жалобами: «он (ребенок) пассивен, ничего сам не делает, всегда надо заставлять»; «она ничем не интересуется, тупо смотрит «Дом два» ее ничто не привлекает, никуда не стремится»; «водим на тренировку, в театральный кружок, на танцы, но ничего сам не хочет, сидит там просто и смотрит на других, просим, чтобы старался, ведь впереди жизнь трудная, а ему все равно»; «говорим, что на каникулах надо наверстать уроки пропущенные, ведь времени много и должен прийти уже подготовленным в школу, а он не понимает, устраивает истерики»; «хотим отправить ее в лагерь, изучать английский, но боимся, что в пустую время там проведет, объясните ей, что это для будущего ей необходимо»;  и т.п…

На это можно ответить, что если мамы и папы по своему желанию слишком рано и усердно структурируют время ребенка, то он просто на просто не может развить свою собственную активность, не может выразить любознательность по отношению к окружающему его миру. Вместо этого он живет в ритме, навязанном ему взрослыми, и часто это противоречит его собственному ритму. В результате ребенок покоряется или выражает отказ от всего сразу! Дети с момента рождения оказываются зависимыми от желаний мам, пап, нянь. Причем взрослые, конечно, действуют из лучших побуждений, навязывая ребенку стандартный режим дня и даже режим каникул!

Часто мы убеждены, что дети должны что-то делать постоянно, даже не делать тоже должны тогда, когда мы для них это запрограммировали. А ведь нам с вами иногда просто не хочется что-то делать или есть желание побыть дома, не ходить гулять. Вполне возможно, что ребенку хорошо дома, тогда зачем же его куда-то обязательно отправлять?
Предлагаем вам в свою очередь отдать детям и подросткам  каникулы! Пусть они ищут, что им интересно. Позже вы спросите их: «Что ты ищешь? Давай подумаем вместе, может быть, поймем, как тебе это найти. Когда найдешь, скажи мне, что и как ты нашел, можем поговорить об этом».

Это будет хорошее упражнение и для родителей, мамы и папы смогут оценить, выносят ли они сами свободное время своих детей, могут ли вообще предоставить детям их время? Или же они, напротив, испытывают тревогу и страх, не зная, о чем их сын или дочь думают в свои каникулы?

 

И тем не менее... Школьные каникулы — радость для детей и головная боль для родителей. Ведь теперь дети будут целыми днями сидеть у телевизора или слоняться по улицам. Значит, родителям придется серьезно задуматься о том, чем занять своих чад на время каникул.

 

«Все каникулы дети проведут у телевизора» - этот лозунг появился на одном из центральных каналов во время очередных школьных каникул, в подробностях были рассказаны какие фильмы, и мультики будут показаны ребятам. Также пугающим для родителей является, и то, что ребенок все свободное время посвятит компьютеру и хотя «компьютерная зависимость» термин мало изученный, тем не менее, факт остается фактом – дети не отрываются от экрана монитора.

Конечно, самый лучший вариант— поехать на это время каникул в отпуск всей семьей, причем желательно куда-нибудь в теплые страны. Но не у всех есть на это время, так как отпуск не всегда совпадает со школьными каникулами, и деньги. Поэтому стоит подыскать варианты попроще.

 

Культурная программа

 

Вариантов здесь множество - театры, в которых в дни школьных каникул идет много детских спектаклей, кинотеатры и цирки. Можно купить ребенку абонемент в бассейн или на каток — пусть займется спортом. Это на время. А потом, если ему понравится, он может и продолжить свои занятия. Поводите ребенка по музеям и выставкам. Это будет не только интересно, но и полезно. В общем, программу составить несложно, было бы время. А вот с ним как раз обычно возникают проблемы.

Не отчаивайтесь, а постарайтесь найти выход из этой ситуации. Попытайтесь договориться с другими родителями и составьте «график дежурств». Уйти пораньше с работы один раз гораздо проще, чем получить отпуск на неделю. А чем больше родителей вам удастся подключить, тем легче вам будет организовать детский досуг.

Узнайте, что планируется на каникулы в вашей школе. Обычно в школах составляют какую-то культурную программу для детей,  если педагоги возьмут на себя труд развлекать детей на каникулах , вам будет легче. Не забывайте о том, что у вас есть муж, который тоже вполне может позаниматься с ребенком. Возможно, что у него это получится даже лучше, чем у вас. Ведь мужчины на самом деле — такие же дети, понаблюдайте, с каким восторгом они смотрят детские мультики.

А уж подурачиться они любят иногда даже больше, чем дети. Так что понять, что будет интересно ребенку, им будет несложно. Если в семье есть старшие дети, их тоже иногда можно попросить развлечь своих младших сестер и братьев.

 

Бабушка

Хорошо, если бабушка живет в деревне. Тогда в каникулы ребенок вдоволь нагуляется, подышит свежим воздухом, сможет поплавать и позагорать. Только убедитесь, что в деревне у бабушки есть другие дети и что ваш ребенок с ними дружит. Иначе каникулы для него превратятся в наказание. Занятая домашними делами бабушка не станет развлекать внука, а сидеть в деревенском доме одному достаточно скучно. Если бабушка живет в городе, то, приехав к ней, ваш ребенок точно так же будет сидеть дома, с той лишь разницей, что бабушка не будет водить его по выставкам и музеям.

 

Детский лагерь

Можно отправить ребенка на каникулы в лагерь. Там-то уж не будет недостатка в развлечениях и общении. Если дети отправляются в поездку с психологическим центром, то отмечается огромное количество преимуществ. Психологи Международной Школы Лидерства  отмечают следующие плюсы.

Во-первых, ребята едут на программу обычно в коллективе сверстников тем самым развиваются коммуникативные навыки. Также вдали от родителей, которые не помогают ребенку, не одевают шапочки, носочки,  формируются навыки ответственности и самостоятельности. Подростку необходимо принимать много решений самостоятельно, на какой кружок пойти, что надеть, как собираться  в обратный путь, самому общаться и решать конфликты. Тем более если с ребенком едут опытные психологи, то поддержка со стороны взрослых однозначно будет.

Во-вторых, обычно для ребят на время каникул разрабатываются интересные программы, в которых каждый ребенок погружается в мир приключений и увлекательных игр. Времени на компьютерные игры и телевизор просто не остается. Психологические программы, как правило, бывают еще и очень полезными, так как с ребятами работают профессионалы, и направленность тренингов  содержит развитие лидерских качеств, креативности, стессоустойчивости, самораскрытие ребят и поиск новых  ресурсов.

В-третьих, выезд на природу в пансионат и санаторий, это всегда хорошо и еще и потому, что ребята проводят много времени на свежем воздухе, организуются подвижные игры,  поездки на лошадях, спортивные марафоны и квесты, а также ролевые игры. Ребята участвуют в веревочных курсах, ходят по углям и стеклам. Тем самым весело и интересно проходит оздоровление ребят.

Спорт, увлекательные игры и упражнения и просто жизнь на свежем воздухе – это точно замечательно проведенные каникулы.